Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности или гиперактивное расстройство с дефицитом внимания – неврологическо-поведенческое заболевание.
По статистике развитию болезни подвержены 1-5% детей.
Есть разные варианты проявления заболевания, но всегда в той или иной степени присутствуют 3 стержневых симптома:
- Гиперактивность. Плохо управляемая импульсивность, чрезмерная подвижность, стремление постоянно двигаться.
- Дефицит внимания. Ребёнок испытывает сложности с концентрацией, легко отвлекается.
- Волевой дефект. Ребёнок не может длительно осуществлять однообразную деятельность, доводить дела до конца. Ему сложно контролировать своё поведение в ответ на конкретные требования.
Проявления обнаруживаются у детей дошкольного возраста, примерно в 4-5 лет.
Окружающие нередко считают детей и подростков с заболеванием плохо воспитанными, педагогически запущенными. Говорят, что «ремень по ним плачет» и винят родителей за то, что они не объяснили ребёнку, как нужно себя вести.
Что делать?
Это расстройство, вылечить которое невозможно, но грамотная терапия сглаживает основные симптомы заболевания. Благодаря корректным мерам ребёнок станет более собранным, внимательным, улучшится его обучаемость и взаимодействие с другими людьми. По сути, лечение заболевания – это коррекция болезни.
Постановка диагноза – первый этап терапии
Обычно диагноз ставят в старшем дошкольном или подростковом возрасте. Потому что социальная дезадаптация и нарушения обучаемости – важный показатель для диагностики. А также симптомы должны прослеживаться в разных обстановках, например, дома и в учебном заведении.
Проявления должны присутствовать более 6 месяцев, и должно отмечаться отставание в развитии от большинства сверстников. Если диагноз ставится ранее 12 лет, симптомы не должны объясняться другими расстройствами.
Диагностика проводится путём наблюдения за поведением и с помощью опросников и тестов.
Психокоррекция
В коррекцию активно включаются психологи, психотерапевты, педагоги, дефектологи и родители. Они создают для ребёнка благоприятную для его развития атмосферу.
Для формирования правильных форм поведения используются понятные написанные или нарисованные правила, схемы и алгоритмы, важна непрерывная обратная связь от взрослого, дополнительная мотивация. Всё это реализуется в том числе и на организованных с учётом особенностей детей с синдромом занятиях, которые проводят дефектологи, психотерапевты, психологи и родители.
Медикаментозная поддержка
Обычно требуется на начальных этапах, особенно с целью коррекции внимания, чтобы ребёнок мог нормально обучаться и взаимодействовать со сверстниками. Или если немедикаментозные методы не действуют.
На Западе и в США используются амфетаминоподобные медикаменты. В России эти стимуляторы под строжайшим запретом. Поэтому при СДВГ назначаются комбинации ноотропов и другие препараты.
Так как универсального лекарства нет, медикаменты врач назначает индивидуально, как правило, методом подбора в ходе длительной работы с ребёнком.
СДВГ не лечится, а только купируется. Терапия включает: наблюдение у психиатра и невролога, постоянную психокоррекционную работу на специальных занятиях и дома, при необходимости – приём медикаментов